для студентов 5 курса стоматологического факультета

курс сложное протезирование.4 курс 7.8 семестр 108 часов практики.34 часа лекции

для специальности   310503 стоматология

Форма обучения        очная

Факультет                   стоматологический

Кафедра                     факультетской стоматологии

Курс                            5

Семестр                      10

Целью освоения учебной дисциплины «3D технологии в стоматологии» является – подготовка врача-стоматолога, владеющего компьютерными технологиями и способного применить современные технологии на всех этапах оказания стоматологической помощи.

Модуль: "Хирургия полости рта" специальность "Стоматология"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕСИТЕТ ИМЕНИ Н.Н. БУРДЕНКО» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан стоматологического факультета

 

                                 проф. Харитонов Д.Ю

"____" _                        ______20   г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СТОМАТОЛОГИЯ

МОДУЛЬ  « МЕСТНОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ И АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ »

 

 

 

Форма обучения                очная

Факультет                          стоматологический

Кафедра                             факультетской стоматологии

Курс                                   3, 5

Семестр                             VI, IX

Лекции                              26 (часов)

Зачет                                 9 семестр

Практические  занятия     90 (часов)

Самостоятельная работа  58 (часов)

Всего                                  174 (часов)

Всего часов (ЗЕ)                5,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки: 060201 – «Стоматология» стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений, подготовки врача-стоматолога.

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕСТНОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ И АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ»

Целямиосвоения учебной дисциплиныявляются:ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи модуля:

-           изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивания;

-           приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

-           формирование у обучающихся навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией;

-           формирование у обучающихся умений оказания неотложной медицинской помощи в условиях амбулаторного стоматологического приёма.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО (СПО).

Раздел дисциплины «Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии» относится к циклу специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку врача-специалиста.

«Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии» является одной из базовых (клинических) дисциплин, которая взаимосвязана с дисциплинами: «Клиническая стоматология», «Хирургия полости рта», «Заболевания головы и шеи», «Имплантология и реконструктивная хирургия полости рта».

Основные знания, необходимые для изучения раздела:

Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественно-научным, медико-профилактическим и клиническим дисциплинам необходимые для изучения данного раздела:

-           нормальной и патологической анатомии человека;

-           нормальной и патологической физиологии человека;

-           оперативной хирургии и топографической анатомии;

-           фармакологии и биохимии;

-           рентгенологии и физиотерапии;

-           болезням уха, горла и носа;

-           пропедевтики стоматологических заболеваний;

-           нервным болезням;

-           нейрохирургии;

-           основам десмургии.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ДЕМОНСТРИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Знать:

-           основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии;

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых;

-           методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

2. Уметь:

-           проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях;

-           оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

3. Владеть\Демонстрировать способность и готовность:

-           современными знаниями и пониманием общих вопросов стоматологической практики;

-           широким спектром навыков для предотвращения ситуаций, требующих экстренной стоматологической помощи, для устранения боли и психологического страдания пациента;

-           методами инфильтрационной и проводниковой анестезии для проведения терапевтического, хирургического, ортопедического и ортодонтического лечения, устранения возможных осложнений при проведении анестезии у детей и взрослых.

 

В результате  освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Стоматология» (раздел «Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии»):

Результаты образования

Краткое содержание и характеристика (обязательного) порогового уровня сформированных компетенций

Номер компетенции

1

2

3

Знать

Уметь

Владеть

Общекультурные  компетенции (ОК):

 

-           способность и готовность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

-           способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, самосовершенствование (ОК-2);

-           способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности (ОК-5);

-           способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Знать

Уметь

Владеть

Профессиональные компетенции (ПК):

 

-           способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

-           способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

-             способность и готовность проводить и интерпретировать   результаты  обследования при помощи  современных компьютерных технологий,  вести компьютерную историю болезни (ПК-5);

-           способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

-  способность и готовность к работе с  медико-технической аппаратурой,  владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК- 9);

-           способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур (ПК-18);

.-          способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта (ПК-19);

-  способность  и готовность поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК- 23);

способность  и готовность  к проведению диагностики  заболеваний полости рта(ПК -24); 

-           способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях
 (ПК-27);

-           способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических. (ПК-28);

-           способен и готов к проведению премедикации, инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства (ПК-29);

- способность  и готовность  к лечению стоматологических больных (ПК-30);

-           способен и готов к осуществлению приёмов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-38);

-           способностью и готовностью оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики
стоматологических заболеваний (ПК-48);

-           способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-50).

 

4.         СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ «МЕСТНОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ И АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ».

 

№ п/п 1

Раздел учебной дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающегося и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

практ

семинары

самост. работа

1

1. Лекарственные средства, используемые для анестезии

 

 

6

цикловые занятия

26 (39 ч)

24 (90 ч)

-

12 (60 ч)

Опрос, тестовый контроль (исходный, промежуточный и итоговый, сдача мануальных навыков)

2

2. Современный инструментарий для проведения местной анестезии

 

6

цикловые занятия

 

 

 

 

Опрос, тестовый контроль (исходный, промежуточный и итоговый, сдача мануальных навыков)

3

3.  Методы и способы обезболивания в стоматологии.

 

6

цикловые занятия

 

 

 

 

Опрос, тестовый контроль (исходный, промежуточный и итоговый, сдача мануальных навыков)

4

4. Осложнения местного обезболивания в стоматологии

 

9

цикловые занятия

 

 

 

 

Опрос, тестовый контроль (исходный, промежуточный и итоговый, сдача мануальных навыков)

5

5. Интенсивная терапия заболеваний при сопутствующей патологии внутренних органов.

 

9

цикловые занятия

 

 

 

 

Опрос, тестовый контроль (исходный, промежуточный и итоговый, сдача мануальных навыков)

6

6.Лекарственная терапия при нарушениях дыхательной, сердечной деятельности и кровообращения.

 

9

цикловые занятия

 

 

 

 

Опрос, тестовый контроль (исходный, промежуточный и итоговый, сдача мануальных навыков)

7

7. Причинные факторы соматических осложнений на амбулаторном стоматологическом приёме. Выявление ранних и поздних признаков смерти.

9

цикловые занятия

 

 

 

 

Опрос, тестовый контроль (исходный, промежуточный и итоговый, сдача мануальных навыков)

 

4.3. Тематический план практических и семинарских занятий

 

Тема

Цели и задачи

Содержание темы

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

Часы

1

Препараты для местного обезболивания. Физико-химические свойства, классификация и механизм действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивания

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание препаратов для местного обезболивания, история развития местных анестетиков, их физико-химические свойства, классификация и механизм действия. Анестезирующая активность и токсичность. Длительность действия.

 

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии;

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

2

Вазоконстрикторы: механизм действия, классификация, показания и противопоказания к использованию.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивания

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание вазоконстрикторов, их механизм действия, классификация, показания и противопоказания к использованию в составе местно-обезболивающего раствора. Формы выпуска препаратов. Хранение карпул и их дефекты.

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии;

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3

Современный инструментарий для проведения местной анестезии в стоматологииВиды инъекторов.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание современного инструментариядля проведения местной анестезии в стоматологии. Виды инъекторов. Компъютеризированный и безыгольный инъекторы. Виды игл. Показания и противопоказания к их применению.

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

4

Методы и способы обезболивания в стоматологии

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание методов и способов обезболивания в стоматологии, классификация методов

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

5

Методы обезболивания на верхней челюсти. Показания и противопоказания к их проведению.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание методов обезболивания на верхней челюсти. Блокада верхних луночковых нервов. Подглазничная анестезия, блокада большого небного и носонебного нерва. Методика проводниковой анестезии внеротовым доступом. Показания и противопоказания к их проведению.

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

6

Методы обезболивания на нижней челюсти. Показания и противопоказания к их применению.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание методов обезболивания на нижней челюсти. Новые методы проводниковой анестезии по Гоу-Гейтсу, Егорову, Акинози-Вазерани. Показания и противопоказания к их применению.

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

7

Блокада подбородочного нерва и резцовой ветви нижнего луночкового нерва.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание блокады подбородочного нерва и резцовой ветви нижнего луночкового нерва в модификации Маламеда. Блокада щечного нерва.

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

8

Пародонтальные методы обезболивания в полости рта.  Показания и противопоказания к их применению.

 

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание пародонтальных методов обезболивания в полости рта.  Интралигаментарная, интрасептальная, внутрипульпарная и внутриканальная анестезии. Показания и противопоказания к их применению.

 

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

9

Инфильтрационные методы обезболивания. Показания и противопоказания.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание инфильтрационных методов обезболивания (подслизистая, внутрислизистая, поднадкостничная). Показания и противопоказания.

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

10

Потенцированное обезболивание. Премедикация.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание потенцированного обезболивания. Премедикация. Критерии выбора средств для премедикации в амбулаторной стоматологической практике. Выбор обезболивания и подготовка больного к вмешательству при наличии сопутствующих заболеваний и у лиц пожилого возраста.

 

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

11

Местные осложнения местного обезболивания в стоматологии.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание местных осложнений местного обезболивания в стоматологии, вызванные нарушением техники его проведения. Диагностика, лечение и профилактика.

 

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

12

Общие осложнения при местном обезболивании в стоматологии.

ознакомление обучающихся методам повышения эффективности и безопасности местного обезболивания

Задачи:

- изучение обучающимися новых методов и средств местного обезболивани

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике;

- армирование у обуч. навыков использования различных методов обезболивания у пациентов с сопутствующей патологией.

Изложено описание общих осложнений при местном обезболивании в стоматологии. Причины. Диагностика, лечение, профилактика. Осложнения местного обезболивания, вызванные неправильным выбором препарата.

- основные методы и средства местного обезболивания в стоматологии

-           роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых.

- проводить как основные, так и дополнительные методики местного обезболивания на верхней и нижней челюстях.

3 ч

13

Интенсивная терапия при острой сердечно-сосудистой недостаточности.

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено описание интенсивной терапии при острой сердечно-сосудистой недостаточности. Приступ стенокардии. Острый инфаркт миокарда.

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

3 ч

14

Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности, аллергических реакций. Асфикция.

 

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено описание

интенсивной терапия острой дыхательной недостаточности, аллергических реакций. Асфикция. Приступ удушья (бронхиальная астма).

 

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

3 ч

15

Интенсивная терапия при аллергических реакциях. Анафилаксия системная

 

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено описание Интенсивная терапия при аллергических реакциях. Анафилаксия системная (анафилактический шок).

 

 

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

3 ч

16

Интенсивная терапия при эндокринных расстройствах. Тиреотоксический криз. Судорожный припадок.

 

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено содержание интенсивной терапии при эндокринных расстройствах, гипоглинемита, тиреотоксического криза, судорожного припадка.

 

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

3 ч

17

Фармакологические средства для неотложной помощи. Обоснование использования лекарственных средств при нарушениях дыхательной, сердечной деятельности и кровообращения.

 

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено содержание фармакологических средств для неотложной помощи в условиях амбулаторного приема. Обоснование использования лекарственных средств при нарушениях дыхательной, сердечной деятельности и кровообращения.

 

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

3 ч

18

Организационные аспекты и особенности проведения СЛР в поликлинике.

 

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено содержание организационных аспектов и особенностей проведения СЛР в поликлинике.

 

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

3 ч

19

Методы и техника искусственной вентиляции легких.

 

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено содержание методов и техники искусственной вентиляции легких, контроль эффективности.

 

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

3 ч

20

Методы и техника непрямого массажа сердца, контроль эффективности.

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено содержание методов и техники непрямого массажа сердца, контроль эффективности.

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

21

Лекарственная терапия клинической смерти. Осложнения сердечно-легочной реанимации и их профилактика.

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено содержание лекарственной терапии клинической смерти. Осложнения сердечно-легочной реанимации и их профилактика.

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

22

Причинные факторы соматических осложнений на амбулаторном стоматологическом приёме. Препараты, используемые для оказания неотложной помощи на амбулаторном стоматологическом приёме.

ознакомление обучающихся методам интенсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено содержание причинных факторов соматических осложнений на амбулаторном стоматологическом приёме. Препараты, используемые для оказания неотложной помощи на амбулаторном стоматологическом приёме. Правовая ответственность врача.

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

23

Выявление ранних и поздних признаков клинической смерти.

ознакомление обучающихся методам инетнсивной терапии при сомат.заб-ях, формирование на основе знаний по профилактике неотложных состояний, а также освоение навыков неотложной помощи в амбулаторной стоматологической практике.

Задачи:

- приобретение студентами знаний о новых методах и средствах комбинированного обезболивания в амбулаторной стоматологической практике

Изложено содержание ранних и поздних признаков клинической смерти. Определение признаков биохимической смерти.

- методы оказания общего и комбинированного обезболивания как основного средства профилактики неотложных состояний в амбулаторной стоматологической практике.

 

- оказывать неотложную помощь при основных соматических состояниях в условиях амбулаторного стоматологического приема.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ.

Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на практическую работу по усвоению теоретических знаний, приобретению практических навыков и умений.

При изучении учебной дисциплины (модуля) необходимо использовать весь ресурс основной и дополнительной учебной литературы, лекционного материала, наглядных пособий и демонстрационных материалов, и освоить практические навыки и умения, приобретаемые в ходе работы с фантомами и решения ситуационных задач.

Практические занятия проводятся в виде семинаров, работы с фантомами, использования наглядных пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания по алгоритму методических разработок коллективов кафедр.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (развивающее и проблемное обучение в форме ролевых игр, объяснительно-иллюстративное обучение с визуализацией аудиторных занятий, программированное обучение, модульное обучение, информатизационное обучение, мультимедийное обучение). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 5,0 % от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, к входным, текущим, промежуточным и итоговым контролям и включает индивидуальную аудиторную и домашнюю работу с наглядными материалами, учебной основной и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет, решение ситуационных задач, написание рефератов, эссе и т.д.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по разделу «Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам академии и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей по всем разделам дисциплины, которые находятся в содержании учебной литературы и в электронной базе кафедры.

Во время изучения учебной дисциплины студенты под руководством преподавателя отрабатывают мануальные навыки на фантомах, решают ситуационные задачи, оформляют истории болезни. Написание реферата способствуют формированию умений работы с учебной литературой, систематизации знаний и способствуют формированию общекультурных и профессиональных навыков.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Обучение студентов способствует воспитанию у них навыков общения с больным с учетом этико-деонтологических принципов, способствует формированию профессионального поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач, зачет.

Вопросы по учебной дисциплине (модулю) включены в Итоговую государственную аттестацию выпускников.

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины должны составлять не менее 5,0 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:

- активные и интерактивные формы: компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций: решение ситуационных задач (самостоятельно дома и в аудитории), проблемные лекции- презентации, компьютерное тестирование, индивидуальная работа с фантомом индивидуальные и групповые дискуссии и т.д.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

п/п


семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Формы текущего контроля успеваемости (по  семестрам)

 

1.

 

VI

Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии

Лекарственные средства, используемые для анестезии

входящий тестовый контроль, промежуточный тестовый контроль, текущий контроль, выходящий тестовый контроль, написание реферата, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков на фантомах.

 

VI

Современный инструментарий для проведения местной анестезии

 

входящий тестовый контроль, промежуточный тестовый контроль, текущий контроль, выходящий тестовый контроль, написание реферата, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков на фантомах.

 

VI

Методы и способы обезболивания в стоматологии.

входящий тестовый контроль, промежуточный тестовый контроль, текущий контроль, выходящий тестовый контроль, написание реферата, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков на фантомах.

 

VI

Осложнения местного обезболивания в стоматологии

входящий тестовый контроль, промежуточный тестовый контроль, текущий контроль, выходящий тестовый контроль, написание реферата, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков на фантомах.

 

2.

 

IX

Местное обезболивание и анестезиология в стоматологии

Интенсивная терапия заболеваний при сопутствующей патологии внутренних органов.

 

входящий тестовый контроль, промежуточный тестовый контроль, текущий контроль, выходящий тестовый контроль, написание реферата, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков на фантомах. Дифференцированный зачет.

 

IX

Лекарственная терапия при нарушениях дыхательной, сердечной деятельности и кровообращения.

входящий тестовый контроль, промежуточный тестовый контроль, текущий контроль, выходящий тестовый контроль, написание реферата, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков на фантомах. Дифференцированный зачет.

 

IX

Причинные факторы соматических осложнений на амбулаторном стоматологическом приёме. Выявление ранних и поздних признаков смерти.

входящий тестовый контроль, промежуточный тестовый контроль, текущий контроль, выходящий тестовый контроль, написание реферата, решение ситуационных задач, контроль мануальных навыков на фантомах. Дифференцированный зачет.

 

А) Основная литература:

  1. Неотложная помощь в амбулаторной стоматологической практике. Практическое пособие для врачей–стоматологов факультета повышения квалификации, клинических ординаторов, интернов и студентов 4–5 курсов стоматологического факультета / сост.: Богданов А.Б.,Корячкин В.А., Алехова Т.М. — СПб: издательство СПбГМУ, 2010.
  2. Пропедевтическая стоматология: учебник для медицинских вузов / под ред. Э.А.Базикяна. – М.: ГЭОТАР -Медиа, 2010.

3. Местное обезболивание в стоматологии: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности “Стоматология” / под ред.  Э.А.Базикяна.-М.ГЭОТАР-Медиа, 2012.

4. Местная анестезия в стоматологии: пер. с англ. / Ж.А. Баарт, Х.С. Бранд (редакторы).-М.: Мед.лит., 2010.-208 с.: ил.

5. Хирургическая стоматология: учебник /под общ. ред. В.В.Афанасьева. – М.: ГЭОТАР –Медиа, 2010. -880 с.

6.  Местное обезболивание в стоматологии. Егоров П.М. 2012.

7. Терапевтическая стоматология. Болезни зубов. Учебник: в 3 ч./ под ред. Е.А. Волкова, О.О. Янушевича. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. –Ч.1. -168 с.

8.  Неотложные состояния в амбулаторной стоматологической практике. / П. И. Ивасенко, В. Д. Вагнер, С. В Скальский, Е. А. Митина, Л. В. Вагнер,- Мед. книга, - 2009 -80с.

9.           Пропедевтическая стоматология: Учебник. / Под редакцией Э.А. Базикяна.- М.: Гэотар-Медиа, 2009.- 768 с.

10.          Хирургическая стоматология. /Под реакцией Т. Г. Робустовой.- М.: 2010.- 688с.

Б) Дополнительная литература:

  1. Баркова И.Л.  Характеристика эффективности метода отбеливания витальных зубов с применением дополнительного физического фактора: Автореф.дис…к.м.н.-М.-2008.-25 с.

12.         Неотложная помощь в стоматологии. /А. Б. Бичун, А. В. Васильев, В.В. Михайлов. ГЭ ОТАР- Медиа: 2010 -320с.

13.         Пропедевтика  хирургической стоматологии. /Под редакцией М. М. Соловьёва – Медпресс-информ. 2012.-272с.

14.         Алгоритм оказания помощи при неотложных состояниях на стоматологическом приеме : метод. рекомендации / Некрылов В.А., Сердюков Ю.П. // Изд. «Новый взгляд», Воронеж, 2010. – 28с.

15.         Лекарственные препараты в клинической практике врача-стоматолога : учеб. – метод. пособие / Чернов Ю.Н., Батищева Г.А., Кунин А.А., Чередников Е.Ф., Кунин В.А., Коротких Н.Г., Сущенко А.В., Шумилович Б.Р., Комарова Ю.Н. // Изд. «Истоки» – Воронеж, 2011. – 61с.

МЕДИЦИНСКИЕ    РЕСУРСЫ   РУССКОЯЗЫЧНОГО   ИНТЕРНЕТА

 

1)http://elibrary.ru           Научная электронная библиотека.

2)http://med-lib.ru      Большая медицинская библиотека.

3)http://www.rlsnet.ru Справочник лекарств и товаров аптечного ассортимента